Полезная информация для наших клиентов

 

 
  • Новый регламент МКАС при ТПП Украины

    Новый регламент МКАС при ТПП Украины

    МКАС постоянно развивается с учетом мировых тенденций в арбитраже, следствием чего стало принятие новой редакции Регламента (вступившего в силу с 1 января 2018 года)

  • Преимущества рассмотрения споров в МКАС при ТПП Украины

    Преимущества рассмотрения споров в МКАС при ТПП Украины

    Преимуществами рассмотрения споров в МКАС при ТПП Украины являются:

     

    • оперативность рассмотрения споров (около 80% рассмотренных дел решаются в срок до трех месяцев, а максимальный срок в соответствии с Регламентом составляет не более 6 месяцев);

    • окончательность и обязательность для сторон Решений МКАС;

    • признание и возможность принудительного исполнения решений МКАС в 144 странах мира, которые являются участниками Конвенции "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Нью-Йорк, 1958 г.), Тогда как выполнить за рубежом решения государственного украинского суда практически невозможно;

    • высокая квалификация арбитров в области решения внешнеэкономических споров, применение международного права, законодательства Украины и других государств (в составе арбитров МКАС более 20 докторов юридических наук, опытные судьи из Украины, Российской Федерации, Республики Беларусь, Молдовы, Латвии, Азербайджана, Польши, Великобритании , Германии, Франции, США, Чехии, Словакии, Сербии, Швеции, Венгрии, Финляндии, Норвегии, Македонии, Словении, Хорватии, Болгарии, Нидерландов, Австрии)

    • право сторон самостоятельно выбирать арбитров из списка МКАС, которые будут решать их спор;

    • процедура разрешения спора при "закрытых дверях" и гарантированное неразглашении судом каких-либо сведений, переданных ему сторонами;

    • возможность рассмотрения спора любом удобном для сторон языке.

    Несомненным преимуществом для украинских субъектов ВЭД является также тот факт, что в соответствии с положениями статьи 4 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", принятие МКАС при ТПП Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей из-за несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, является основанием для приостановления начисления органами Государственной налоговой службы пени, предусмотренной настоящим Законом, и, в случае удовлетворения МКАС такого иска, пеня за весь период рассмотрения дела судом в бюджет не уплачивается.

    Однако принять любое дело к своему рассмотрению МКАС может только при наличии между сторонами арбитражного соглашения.

    Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Украины "О международном коммерческом арбитраже", арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с любыми конкретными правоотношениями, независимо от того имеют ли они договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в контракте или в виде отдельного соглашения. В любом случае оно должно быть заключено в письменной форме.

    В разделе «Международный арбитраж» на нашем сайте мы привели рекомендованную МКАС редакцию арбитражной оговорки.

  • Страны-участницы Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров

    Страны-участницы Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров

    Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года, CISG) - многостороннее международное соглашение, имеющее целью унификацию правил международной торговли.

    Венская конвенция 1980 года призвана заменить две Гаагские конвенции 1964 г. о Единообразных законах в международной купле-продаже товаров.

    На 26 марта 2015 г. Конвенцию подписали (присоединились) 83 государства

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейский Суд по правам человека

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейский Суд по правам человека

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) сегодня на полных основаниях оценивается как одно из крупнейших достижений Совета Европы. Она представляет собой фундаментальную основу всего комплекса международно-правового регулирования в области прав и свобод человека, его законных интересов и потребностей.

    В результате глубинных демократических преобразований, которые произошли на Европейском континенте на фоне Второй мировой войны, в 1949 году был основан Совет Европы - международная региональная организация европейских государств, провозгласивших своей целью расширение демократии, сближение всех народов Европы, защита прав человека, сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды.

    С самого начала деятельности Совета Европы принцип уважения прав человека стал одним из краеугольных камней этой организации. Совет Европы обеспечивает высокие стандарты защиты прав человека в государствах-членах прежде всего благодаря действию Конвенции. Она была подписана 4 ноября 1950 десятью европейскими государствами в Риме. Эта Хартия прав человека стала фундаментом всего комплекса международно-правового регулирования в области прав человека, его законных интересов и потребностей, отправной точкой на пути цивилизованных европейских государств к воплощению в жизнь общечеловеческих ценностей.

    Актом международного признания Украины как демократического правового государства стало вступление нашей страны 9 ноября 1995 в Совет Европы и ратификация Верховной Радой Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней.

    С момента вступления в силу Конвенции было принято 11 протоколов, которые стали ее неотъемлемой частью. Протоколы расширили диапазон гарантированных прав и свобод человека и усовершенствовали механизм их защиты.

    Именно благодаря эффективному обеспечению прав лица, в частности, предусматривает право на индивидуальное обращение за защитой нарушенных прав, Конвенция стала первым международным правовым документом, направленным на защиту широкого спектра гражданских и политических прав.

    Конвенция и Протоколы к ней по юридической природе является обязательным международным правовым договором, который ввел систему наднационального контроля за соблюдением прав человека на внутригосударственном уровне.

    Права и свободы, предусмотренные Конвенцией, занимают важнейшие стороны жизни человека и имеют гражданскую, политическую, экономическую и социальную направленность. Главные из них - право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность личности, свободу передвижения, свободу мысли, совести, религии, выражения мнения, мирных собраний и ассоциаций, право на создание семьи, уважение личной и семейной жизни, право на справедливое судебное рассмотрение, мирное владение имуществом, запрет дискриминации, пыток, рабства и принудительного труда, недопустимость наказания без закона.

    Вместе с тем Конвенция устанавливает, что в целях защиты интересов государства, национальной безопасности, экономического благосостояния, здоровья и морали общества, прав и свобод других людей или предотвращения преступлений или беспорядков страны-участницы могут ограничивать права человека, провозглашенные Конвенцией. Однако такое право государств также не является абсолютным, и ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены обязательства государства уважать право человека на жизнь, обязанности о запрете пыток, рабства, недопустимости обратного действия закона.

    Ключевая роль в обеспечении четкого и действенного контроля за реализацией государствами - участниками Конвенции взятых на себя обязательств по обеспечению прав и основных свобод человека принадлежит Европейскому Суду по правам человека (далее - Европейский суд). Именно это судебное учреждение обеспечивает гарантии прав человека, является контрольным механизмом, заложенным Конвенцией, соблюдение государствами-участниками ее положений, внедрение норм и принципов в рамки национальных правовых систем.

    Европейский суд функционирует на постоянной основе с целью обеспечения выполнения Высоких Договаривающихся Сторон обязательств по Конвенции. Его юрисдикция признана обязательной всеми государствами-участниками и распространяется на все споры, связанные с применением и толкованием норм Конвенции и Протоколов к ней в национальных правовых системах.

    Местонахождению Европейского суда является г.. Страсбург (Франция). Заседание Европейского суда проводятся во Дворце прав человека. Организация его деятельности, Правила процедуры, порядок осуществления регистрации заявлений, их рассмотрения, вынесения решений установлены Конвенцией и Регламентом Европейского суда.

    Европейский суд выносит свои решения, руководствуясь нормами Конвенции и практикой применения своих предыдущих решений.

    Решение Европейского суда являются обязательными для государств - участников Конвенции. Контроль за их выполнением параллельно с Европейским судом осуществляет Комитет Министров Совета Европы. Кроме того, по запросу Комитета Министров Европейский суд предоставляет консультативные заключения по вопросам права относительно толкования и применения норм Конвенции.

    Украина со вступлением в Совет Европы 9 ноября 1995, став полноправным ее членом, подписала Конвенцию. С вступлением в силу Конвенции для Украины, после ее ратификации Верховной Радой 17 июля 1997 наше государство признало для себя обязательной юрисдикцию Европейского суда. В Украине был введен механизм гармонизации правовой системы нашего государства с нормами и стандартами Совета Европы.

    Приближение национальной системы защиты прав человека в общеевропейской практике предоставило всем, кто находится под юрисдикцией Украины, право на обращение в Европейский суд в случае нарушения нашим государством, его органами, должностными лицами норм Конвенции, положения которой признаны обязательными на территории Украины. Это право предусмотрено ст. 55 Конституции нашего государства, которая предоставляет возможность обращения за защитой своих нарушенных прав в судебные учреждения международных организаций после использования лицом национальных средств защиты.

    Согласно полами 34, 35 Конвенции Европейский суд принимает заявления (жалобы) от отдельных заявителей, групп лиц, неправительственных организаций, отдельных государств о нарушении положений Конвенции странами признали юрисдикцию Европейского суда.

    ВНИМАНИЕ к Конвенции

    1. Положения пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод человека 1950 года применяются в части, не противоречащей пункту 13 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины и статьям 106 и 157 Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно задержания лица и предоставления прокурором санкции на арест.

    2. Положения пункта 3 статьи 5 Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 года применяются в части, не противоречащей пунктам 48, 49, 50 и 51 Временного дисциплинарного устава Вооруженных Сил Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 7 октября 1993 года № 431 о наложении ареста, как дисциплинарного взыскания.

    3. Украина полностью признает на своей территории действие подпункта "d" пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года о праве подсудимого на вызов и допрос свидетелей (статьи 263 и 303 Уголовно-процессуального кодекса Украины), а о праве подозреваемого и обвиняемого - лишь в части права заявлять ходатайство о вызове и допросе свидетелей и проведения с ними очной ставки в соответствии со статьями 43, 43 и 14 указанного Кодекса.

    4. Положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года применяются в части, не противоречащей пункту 13 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины и статьям 177 и 190 Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно предоставления прокурором санкции на обыск, а также по осмотра жилища. Предостережение под номерами 1, 3 и 4 утратившими силу с 28 июня 2001 года.

    По Протоколу № 6 от 29 июня 2000

    Смертная казнь была заменена на пожизненное лишение свободы (статья 25 Уголовного Кодекса Украины 29 декабря 1999 Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения Уголовного кодекса Украины, предусматривающие смертную казнь. Согласно Закону Украины от 22 февраля 2000 года "О внесении изменений в Уголовный, Уголовно - процессуальный и Исправительно-трудовой кодексы Украины ", Уголовный кодекс Украины был приведен в соответствие с вышеуказанным решением Конституционного Суда Украины). Закон Украины "О ратификации Протокола № 6 к Конвенции о защите прав и основных свобод человека, который касается отмены смертной казни, в 1983 году" предусматривает сохранение применения смертной казни за преступления, совершенные во время войны в случаях, предусмотренных законом.

    Согласно статье 2 Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Украина сообщит Генерального Секретаря Совета Европы в случае внесения соответствующих изменений в национальное законодательство.

    Пояснительная записка для лиц, которые заполняют формуляр заявления в соответствии со статьей 34 Конвенции.

    Секретариат Правительственного уполномоченного по делам
    Европейский суд по правам человека
    (044) 279-54-91

  • ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

     

    Общая информация
    Основания обращения в Европейский суд по правам человека
    Как подавать заявление в Суд
    содержание заявления
    адрес суда
    Переписка с Судом
    Конфиденциальность информации, направленной в Суд
    Наличие представителя или адвоката
    Плата за обращение в Суд

     

    Общая информация

    Европейский суд по правам человека (далее - Суд) является международным органом, который при условиях, определенных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), может рассматривать заявления, поданные лицами, которые жалуются на нарушение своих прав. Конвенция является международным договором, на основании которого большинство европейских государств обязались соблюдать права и основных свобод человека. Эти права гарантируются как самой Конвенции, так и протоколами к ней (Протоколы № 1, 4, 6, 7, 12 и 13), согласие на обязательность которых предоставлено государствами - участниками Конвенции.


    Основания обращения в Европейский суд по правам человека

    1. Вы можете обратиться в Суд, если считаете, что Вы лично является жертвой одним из государств - сторон Конвенции Ваших прав или основных свобод, защищаемых Конвенцией и протоколами к ней.

    2. Суд может рассматривать только те заявления, в которых говорится о нарушении гарантированных Конвенцией и протоколами к ней прав - одного или нескольких.

    Европейский суд является наднациональной международной судебной учреждением, рассматривает жалобы лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции.

    В соответствии со статьей 19 Конвенции, Европейский суд создан для обеспечения соблюдения Высокими Договаривающимися Сторонами Конвенции и Протоколам к ней. В соответствии со статьей 32 Конвенции, юрисдикция Европейского суда распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней и которые передаются на его рассмотрение в соответствии со статьями 33, 34 и 47 Конвенции. Соответственно, Суд не выполняет функции национального суда и не имеет полномочий отменять или изменять решения национальных судов. Суд также не может непосредственно вмешиваться в деятельность органа власти, действие или бездействие которого повлекла нарушение.

    3. Суд может рассматривать только те заявления, которые направлены против государств, ратифицировавших Конвенцию и соответствующие протоколы, и касающиеся событий, происходивших после даты ратификации (соответствующая информация относительно дат ратификации Конвенции и протоколов к ней размещен на официальном сайте Европейского суда:

    http://www.echr.coe.int/NR/rdonlyres/741F36BA-623E-4682-9884-84AA52491182/NoticeUKR.pdf

    4. Вы можете обратиться в Суд с жалобами, предмет которых находится в сфере ответственности субъекта властных полномочий (например парламента, суда, прокуратуры и т.д.) одной из этих стран. Суд не рассматривает заявления, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.

    5. Согласно п. 1 статьи 35 Конвенции, Суд принимает заявления к рассмотрению только после того, как были использованы все внутренние средства правовой защиты, и не позднее шести месяцев с даты вынесения окончательного решения. Суд не рассматривает заявление, не соответствует этим условиям приемлемости.

    6. Очень важно, чтобы перед обращением в Суд Вы использовали все средства судебной защиты в государстве, против которого направлена ​​заявление, которые могли бы привести к устранению нарушения, является предметом обжалования; в противном случае Вы должны доказать, что такие средства защиты являются неэффективными. Это означает, что сначала необходимо обратиться в национальные суды, которым подсудно дело, включая соответствующую высшую судебную инстанцию ​​для защиты своих прав, о нарушении которых Вы намерены пожаловаться в Суд. Кроме того, используя надлежащие средства защиты, необходимо придерживаться национальных процессуальных правил, в частности, предусмотренных законодательством сроков.

    8. Если Ваше заявление касается решения национального суда, например, приговора, то после того, как Вы использовали обычную процедуру судебного обжалования, нет необходимости вновь прибегать к попыткам пересмотра этого решения. Также не обязательно использовать внесудебные средства юридической защиты или обращаться с жалобами или заявлениями, например, в парламент, главы государства или правительства, министра или уполномоченного по правам человека, поскольку эти средства защиты не считаются необходимо использовать перед обращением в Суд.

    9. Вы можете подать заявление в Суд в течение шести месяцев после принятия окончательного решения судом или органом власти, в компетенцию которых входит определение вопросы, являющиеся предметом Вашего обращения в Суд. Шестимесячный срок отсчитывается с момента Вашего ознакомления или ознакомления Вашего адвоката с окончательным судебным решением, по результатам обычной процедуры обжалования на национальном уровне, или же - в случае если Вы считает, что эффективное средство правовой защиты в отношении такого нарушения на национальном уровне отсутствует - с момента предполагаемого нарушения.

    10. Течение шестимесячного срока прекращается в момент получения Судом от Вас первого письма, в котором четко изложены - хотя бы в краткой форме - предмет заявления, Вы намерены подать, или заполненного формуляра жалобы. Обычного запроса с просьбой предоставить информацию недостаточно, чтобы остановить течение шестимесячного срока.


    Как подавать заявление в Суд

    Официальными языками Суда являются английский и французский, но по желанию Вы можете обращаться в Секретариат Суда на официальном языке одного из государств, ратифицировавших Конвенцию. На начальной стадии производства Суд может также переписываться с Вами на этом языке. Однако, если Суд не признает жалобу неприемлемой на основе присланных документов, а решит предложить Правительству выразить свою позицию относительно жалоб заявителя, Суд будет вести переписку на английском или французском языке, а Вы или Ваш представитель, по общему правилу, должны будете присылать дальнейшие замечания английском или французском языке.

    12. Суд принимает только те заявления, которые отправлены по почте (а не по телефону). Если Вы отправляете свое заявление по электронной почте или по факсу, Вам обязательно нужно продублировать ее по почте. Также нет необходимости лично присутствовать в суде для устного изложения обстоятельств дела.

    Письма и документы, которые направляются в Суд, не следует прошивать степлером, склеивать или скреплять иным образом. Все страницы должны быть последовательно пронумерованы.


    содержание заявления

    Согласно положениям правила 47 Регламента Суда, в заявлении необходимо:

    а) привести краткое изложение фактов, по которым Вы жаловаться, и суть жалобы;

    б) указать права, гарантированные Конвенцией или протоколами к ней, которые, по Вашему мнению, были нарушены;

    в) назвать национальные средства правовой защиты, которые Вы использовали;

    г) привести перечень решений судов (или других государственных органов) по делу, с указанием даты каждого решения и органа, который его вынес, а также краткую информацию о содержании этого решения. К письму необходимо приложить копии самих решений (Суд не возвращает присланные ему документы, поэтому необходимо направлять исключительно копии, а не оригиналы).

    Правило 45 Регламента Суда требует, чтобы заявление было подписано Вами как заявителем или Вашим представителем.

    Если вы не хотите раскрывать свою личность, Вы об этом указать в заявлении в Суд и изложить причины такого отступления от общего правила гласности производство в суде. В исключительных и обоснованных случаях Председатель Палаты Суда может разрешить анонимность.


    адрес суда

    Всю корреспонденцию по жалобе необходимо направлять по адресу:

    The Registrar 
    European Court of Human Rights 
    Council of Europe 
    F–67075 STRASBOURG CEDEX 
    FRANCE – ФРАНЦИЯ.

    Переписка с Судом

    1. После получения от Вас первого письма или формуляра жалобы Секретариат Суда направляет ответ с сообщением о том, что по вашему именем было открыто дело, номер которой нужно указывать во всех последующих письмах в Суд. В дальнейшем к Вам могут обратиться за дополнительной информацией, документами или разъяснениями, связанными с заявлением.

    Секретариат Суда не предоставляет информации относительно законодательства государства, против которого направлено заявление, а также не предоставляет юридических консультаций по применению или толкования национального права.

    2. Вы своевременно и добросовестно отвечать на письма Секретариата Суда. Любая задержка с ответом может расцениваться как то, что Вы не заинтересованы в продолжении производства в суде, и рассмотрение заявления, соответственно, прекращается.

    3. Если Вы считаете, что Ваше заявление касается одного из прав, гарантированных Конвенцией или протоколами к ней, и все условия приемлемости, изложенные выше, довольны, Вы должны тщательно и разборчиво заполнить формуляр заявления и вернуть его в Суд в кратчайшие сроки и в любом случае не позднее шести месяцев с даты направления первого письма в Секретариат Суда. Если форму и все необходимые документы не будут направлены в Секретариат Суда до истечения указанного срока, это будет расценено как то, что Вы не хотите поддерживать заявление в суде и, соответственно, Ваше дело будет уничтожено.


    Конфиденциальность информации, направленной в Суд

    Согласно правилу 33 Регламента Суда, все документы, поступившие в Секретариат Суда в связи с заявлением, за исключением представленных по поводу переговоров о дружественном урегулировании, предусмотренных правилом 62, должны быть доступны для общественности, если по причинам, изложенным в пункте 2 настоящего правила, Председатель Палаты Суда не решит иначе - по собственной инициативе или по ходатайству стороны или другого заинтересованного лица.

    Таким образом, по общему правилу, доступ ко всей информации, содержащейся в документах, предоставленных заявителем Секретариата Суда, в частности к информации о лицах, о которых говорится в документах, является открытым. Кроме того, в случае если Суд изложит такую ​​информацию в решении о приемлемости или по существу дела, или же в решении об изъятии дела из списка дел Суда, оно может быть размещено в информационной базе Суда HUDOC на официальном Интернет-сайте Суда.


    Наличие представителя или адвоката

    На начальной стадии подачи заявления Вы не обязаны иметь представителя, а если требуется, он не обязательно должен быть адвокатом. Однако, если Суд решит предложить Правительству выразить свою позицию по делу, Вам нужно, по общему правилу, иметь представителя (кроме особых случаев), который является практикующим юристом в одном из государств, ратифицировавших Конвенцию. Представитель должен владеть одним из официальных языков Суда (на английском или французском).

    Если Вы хотите обратиться в Суд через адвоката или иного представителя, Вам необходимо добавить в формуляра заявления доверенность, которая уполномочила его действовать от Вашего имени. Представитель юридического лица (предприятия, объединения и т.д.) или группы лиц должен подтвердить свои юридические полномочия представлять заявителя.


    Плата за обращение в Суд

    Суд не может оказать Вам помощь по оплате услуг адвоката для подготовки заявления в Суд. В дальнейшем, а именно после решения суда о направлении заявления правительству для предоставления замечаний, Вы, в случае нехватки средств для оплаты услуг адвоката, можете претендовать на получение бесплатной юридической помощи, если оказание такой помощи Суд сочтет необходимым для надлежащего рассмотрения дела.

    Процедура рассмотрения дела бесплатная. Процедура рассмотрения дел Судом является письменным, не требует Вашего личного присутствия в суде. Вас обязательно будет проинформирован о любое решение, вынесенное Судом по Вашему делу.

    Эту информацию подготовлена ​​по материалам официального Интернет-сайта Европейского суда:

    http://www.echr.coe.int/ECHR/EN/Header/Applicants/Information+for+applicants

  • Судимся с нерезидентом

    Судимся с нерезидентом

    Любая сделка, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, влечет за собой риски неисполнения сторонами своих обязательств. Как следствие, участники могут столкнуться с необходимостью рассмотрения спора в судебной инстанции. 

     

  • Фемида и атрибуты правосудия

    Фемида и атрибуты правосудия

    Фемида - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. 

    Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "украинская Фемида", мы понимаем, что речь идет об украинском суде, правосудии.

    Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида - титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

    Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

    В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей "юридической" богине повязку на глаза - это весьма существенное дополнение.

    Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой - обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

    Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

    Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

    Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

    Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

    Примечание: когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено. Таков, например, памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (Германия).

    Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

    Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушавая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

    Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

    В мировой мифологии, а также в современной эмблематике существуют и другие символы правосудия, но их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи.


    © Равиль Алеев, 2001